Как выбрать Монтессори-сад?

Сегодня имя Монтессори стало модным брендом. Создается множество садов, центров и детских студий, которые позиционируют себя как Монтессори сады, школы, центры. Но мало просто закупить монтессори материалы или что-то аналогичное. Без глубокого понимания сути методики и полной ее реализации невозможно получить ожидаемых результатов.

Как же родителям отличить настоящий Монтессори-центр от "псевдомонтессори"?

Есть несколько признаков, на которые стоит опираться при выборе. Они касаются как внешней стороны, так и содержания педагогического процесса.
1. Начнем с внешнего. С интерьера, цветов, убранства. Яркая кричащая среда противоречит Монтессори-подходу и психологии детского восприятия. Она ориентированна больше на привлечение взрослого, которому кажется, что подобная среда полезна и интересна для ребенка. Несомненно, все яркое привлекает непроизвольное внимание ребенка и... не дает сконцентрироваться, углубиться в работу, так как внимание постоянно "скачит" с одного на другое, а мозг ребенка переутомляется.

2. В Монтессори-саду должна быть подготовленна полноценная среда. Например, в классе для детей от 3 до 6 лет находится более 500 материалов из зон Практической жизни, Сенсорики, Языка и Математики. Материалы находятся в определенном строгом порядке и располагаются на открытых полках.

3. Все эти материалы должны быть в свободном доступе для ребенка. Отдельная Монтессори-комната, куда приводят детей на 40-45-минутные занятия или использование отдельных монтессори-материалов для занятий не имеет отношения к методике Монтессори.

4. Кроме зон и материала, все пространство должно быть организовано с позиции самостоятельности и доступности для ребенка. Ребенок должен сам иметь возможность раздеться/переодеться, производить все гигиенические процедуры, застелить себе постель, накрыть на стол, убрать за собой, подмести, помыть пол, приготовить себе перекус и т.д.

5. У детей должна быть возможность заниматься с материалами в свободном непрерывном рабочем цикле не менее 2,5-3 часов. Обычно один подобный цикл есть у детей Монтессори-сада в первой половине дня и второй цикл - после сна.

6. В Монтессори-саду день ребенка не делится на множество занятий (уроков). Если сад предлагает уроки музыки, рисования, английский и т.д. и т.п. и все это в виде отдельных занятий, то это не имеет отношения к методу Монтессори, который имеет средовый характер, т.е. все эти занятия, как бы растворены в среде, и ребенок выбирает их сам.

7. Педагоги должны иметь специальное образование, подтвержденное сертификатами. Педагог должен владеть теорией метода и практикой (т.е. знать презентации и уметь их показать), вести карты наблюдения.

6. В настоящем Монтессори саду педагоги ориентированны на формирование свободы выбора, развитие независимости и самостоятельности ребенка. Это будет проявляться в отношении к детям. Главный принцип метода - помоги мне сделать это самому! Например, будет подчеркнуто уважительное отношение к ребенку, но при этом ему не будет оказываться помощи там, где ребенок может справиться сам: педагог готов ждать 40 минут, пока ребенок наденет сам колготки, он не будет исправлять его (даже если колготки надеты на изнанку), т.к. уважает его старания и независимость.

Монтессори-метод - это комплексный глубокий философский подход к воспитанию ребенка. Педагоги, владеющие этим методом, иначе общаются и строят отношения с маленьким человеком в целом, на протяжении всего периода обучения ребенка, а не только на занятиях.

Настоящие Монтессори-сады ориентированны на грамотных, компетентных родителей. Монтессори-педагогам всегда радостно, когда родители разделяют данный подход к обучению и воспитанию ребенка. Мы бы советовали ознакомиться с работами самой Марии Монтессори. Например, "Мой метод", "Дети другие", "Помоги мне сделать это самому"... Это поможет сделать правильный выбор относительно монтессори-центра, а также придерживаться принципов этой педагогической системы дома в том числе, что обеспечивает наилучший результат

P.S.: на фото "некричащая", спокойная среда нашего монтессори-сада